Арктика и манит, и предупреждает…

6 Июн 2016

Арктика и манит, и предупреждает…

В хронике отраслевых конференций и "круглых столов", проходящих в Москве при поддержке нефтегазовых и сервисных компаний, бывают особо значимые события. Они не только наделяют участников солидным информационным багажом и полезными знакомствами. Иные форумы помогают делегатам обрести нечто большее. Такие мероприятия дают нам ещё и заряд транспарентной самокритики и, хотелось бы добавить, профессиональной порядочности. В объективном ключе обсуждается всё то, что в ближайшие годы способно, в силу переменчивой конъюнктуры, сделать ту или иную подотрасль ТЭК не прибыльной, а проблематичной – сулящей больше головоломок, чем гарантий успеха. Столь деловой и не загруженной ложным позитивом была XIII Международная конференция по морскому апстриму, прошедшая 20 мая в отеле "Балчуг Кемпински". Название этой традиционной дискуссии, организованной компанией RPI при поддержке "Газпрома", говорило само за себя: "Освоение шельфа РФ и СНГ – 2016".  

Павел Богомолов, кандидат политических наук

Изрядную дозу реализма в оценке сегодняшней и прогнозе завтрашней рентабельности СПГ-проектов на шельфе содержало выступление начальника управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве РФ Александра Курдина. В отличие от предыдущих десятилетий, данный рынок переживает сегодня трудные времена. Даже в Азиатско-Тихоокеанском регионе спад наблюдается уже пять лет подряд! Спрос практически не увеличивается. "К 2020 г. средняя цена 1 тыс. кубометров сжиженного газа в Европе может составить ориентировочно не более 250 долларов, а в Азии – всего 200 долларов", – отметил А. Курдин. Между тем, по расчётам Oxford Institute for Energy Studies, 250 долларов – это минимально допустимая цена, ниже которой начинается зона убыточности. Даже ощутимые налоговые льготы, обещанные или уже предоставленные в России и других странах, не меняют сути дела: "погружение в нерентабельность", увы, продолжается.

Удручающим примером "проектного пессимизма", который, по понятным причинам, передаётся и российским экспертам, стала судьба австралийской программы Browse LNG. В конце марта она была заморожена до 2020 г. Отложен и индонезийский СПГ-проект Abadi. Переносятся на более поздние сроки сходные проекты в Малайзии, Анголе, Камеруне, Экваториальной Гвинее…Нажимая на тормоза, топ-менеджеры нефтегазовых гигантов исходят из того, что пока цены на "чёрное золото" не закрепятся на отметке выше 60 долларов за баррель, экспорт СПГ будет оставаться невыгодным.

На взгляд Курдина, инвесторов отпугивает многое – и замедление роста в Китае, и интерес Японии к каменному углю, и повсеместный рост доли альтернативных энергоносителей в структуре энергобаланса… Свою роль играют и жёсткие международные директивы экологического характера, типа только что принятого Парижского протокола. Инвесторов тревожит и активная замена (по настоянию местных властей) плавучих объектов по производству СПГ на более дорогостоящий вариант – специализированные прибрежные терминалы. Зачем? Чтобы нанимать больше местной рабочей силы!

Конечно, трудности на пути рыночного продвижения СПГ носят временный характер. Они цикличны. Рано или поздно скепсис сменится оживлением. Но каким образом столь невесёлая картина сегодня проецируется на Россию? Проект "Сахалин-2" уже обернулся успехом. Несмотря ни на что продвигается "Ямал-СПГ", в рамках которого уже освоено 15 млрд долларов инвестиций из суммарных 27 млрд.  Другие же СПГ-проекты пока остаются под большим вопросом.

Короче говоря, подытожил докладчик, в новой (теперь уже до 2035 г.) Энергетической стратегии РФ вряд ли сохранятся масштабные намётки по сжиженному газу.  Если в ныне действующем варианте ЭС сказано, что к 2030 г. Россия сможет ежегодно вывозить 130-150 млрд кубометров СПГ, из которых немалая часть будет добываться на шельфе, то в новой редакции эти амбициозные цифры вряд ли повторятся.

Реалистичный характер выступления правительственного аналитика поддержал Анатолий Золотухин, научный руководитель Института арктических нефтегазовых технологий РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина. Оратор умело оживил аудиторию ироничной ссылкой на Остапа Бендера. Это ведь он, причём справедливо, обвинял "нарушителей конвенции" о межобластном разделении труда между "детьми лейтенанта Шмидта" в обрушении тогдашнего рынка мошенников, паразитировавших на истории. Так и нынешние Соединённые Штаты, как видно, решили проучить нефтегазоносные страны "третьего мира" и превратиться из нетто-импортёра углеводородного сырья в его крупнейшего экспортёра за счёт "сланцевой революции". "Вот почему, – продолжал Золотухин, – по всему свету становится убыточной работа на нетрадиционных месторождениях нефти и газа; и вот почему ряд крупнейших транснациональных компаний покидает шельф".

А тут ещё и переход постиндустриальных экономик к широкому использованию альтернативных и возобновляемых источников энергии. "К примеру, в Норвегии, – поделился наблюдениями докладчик,  – электромобилями марки “Тесла” пользуется с каждым днём всё больше любителей бесшумной и экологически безвредной езды. Есть шансы на то, что в результате своего всё более массового распространения, эти седаны и лимузины в итоге подешевеют на 40%". На противоположном краю Евразийского материка, в Китае, наблюдается аналогичная тенденция. 

То, что даже в таких условиях Россия продолжает, пусть и с поправками в темпах, продвигаться на свой нефтегазоносный шельф, вызвало раздражение со стороны конкурентов.  Мол, как же так: вопреки экономическому кризису и вытекающей из него отраслевой депрессии, наперекор спаду цен и сокращению рынков, Кремль активизирует выход в Арктику?! Куда же "испарились" из московских коридоров власти те руководители, которые четверть века назад хотели забросить Крайний Север "за ненадобностью"? Куда исчезли бизнесмены, которые проповедовали вахтовый метод освоения углеводородных запасов Заполярья вместо создания дорогостоящей современной инфраструктуры на всём протяжении Севморпути? Собственно, именно благодаря усилиям этих управленцев и "предпринимателей" были потеряны как минимум два десятилетия, когда во всём мире производство и поставки СПГ оставались прибыльными.

Как напомнил Золотухин, не до конца понятое за рубежом упорство России относительно экспансии в Арктике имеет свои мотивы. Оно объясняется огромным богатством отечественного шельфа и континентального склона. "Именно вдоль берегов РФ – у кромки Северного Ледовитого океана – сосредоточено около 64% всех извлекаемых запасов природного газа в приполярном регионе Земли. В силу своей геологической специфики российский шельф по потенциальным издержкам разработки намного доступнее и легче канадского или, скажем, гренландского. А углеводородных ресурсов у нас впятеро или даже вшестеро больше, чем у любой другой страны, входящей в Арктический Совет", – констатирует учёный.  

Вот и выходит, что для Москвы имеет смысл продолжать "сырьевой поход" в Заполярье даже на фоне удручающей (хотя лишь до поры – до времени) конъюнктуры рынка. В любом случае объём "развёрстанной на десятилетия" программы по добыче шельфовых углеводородов в Арктике должен составить многие триллионы рублей. 

Полный текст читайте в №5/6 "Нефти России"

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2024. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – Exdesign.