Вышел новый номер журнала "Нефть России".
Вы здесь
Главная ›The Boston Consulting Group: Татнефть, ЛУКОЙЛ и НОВАТЭК вошли в топ-10 мировых лидеров нефтегазовой отрасли в области создании стоимости
The Boston Consulting Group: Татнефть, ЛУКОЙЛ и НОВАТЭК вошли в топ-10 мировых лидеров нефтегазовой отрасли в области создании стоимости
Согласно The Boston Consulting Group, ключ к успешному созданию стоимости – активный подход к управлению портфелем. В то же время для российского нефтегазового сектора одним из основных макроэкономических факторов успеха стала девальвация рубля.
The Boston Consulting Group опубликовала доклад под названием "Создание стоимости путём активного управления портфелем" (Creating Value Through Active Portfolio Management). В докладе представлен годовой рейтинг ведущих мировых компаний по показателям создания стоимости в 28 отраслях, составленный на основе данных анализа совокупной акционерной доходности (TSR) за пять лет с 2011 по 2015 гг. (предварительный вариант рейтингов был опубликован BCG в мае 2016 года). В топ-10 мировой нефтегазовой отрасли вошли сразу три российских компании Татнефть, ЛУКОЙЛ и НОВАТЭК, заняв пятое, восьмое и десятое место соответственно.
Показатель TSR отражает сочетание прироста цены акций и дивидендной доходности акций компании за определенный период и является самым полным показателем результатов создания акционерной стоимости. Среднегодовой показатель TSR представляет собой совокупный доход акционеров, который компания в среднем создает за каждый год из пяти лет в рамках анализа. У компании Татнефть этот показатель составил 20,8%, у ЛУКОЙЛ – 12,1%, а у НОВАТЭК – 11,8%. По оценке BCG, для достижения и поддержания высокого уровня эффективности деятельности лидеры в создании стоимости используют активный подход к управлению портфелем.
"Несмотря на общую сложную внешнеэкономическую ситуацию в последнее время и заметное снижение инвестиционной привлекательности в целом, российский нефтегазовый сектор во многом выиграл от девальвации рубля, – комментирует Ирина Гайда, партнёр и управляющий директор московского офиса, руководитель практики энергетики The Boston Consulting Group. – Это основной макроэкономический фактор, который способствовал успешным результатам трёх российских компаний, указанных в отчете. В зависимости от специфики той или иной компании, среди других критериев успеха можно назвать следующее: повышение операционной эффективности, снижение задолженности и, в отдельных случаях, менее заметное влияние налоговой нагрузки на нефтепереработку. Также имеет значение наращивание объёмов добычи и объёмов запасов, а также консервативная политика выплаты достаточно высоких дивидендов".
Общий рейтинг компаний в докладе второй год подряд возглавляют игроки биофармацевтического рынка, занимая четыре из десяти первых мест, в том числе – и первые три. Верхнюю строчку в рейтинге лидеров по созданию стоимости заняла компания Regeneron Pharmaceuticals, среднегодовой показатель TSR которой составил 75,3%, что более чем на 30% превосходит показатель занимающей второе место компании Allergan. Gilead Sciences находится на третьем месте, а расположившаяся на шестом месте Biogen замыкает группу биофармацевтических компаний в первой десятке.
Доклад также включает многолетний анализ деятельности 89 предприятий, входивших в десятки лидеров с 1999 года, когда BCG начала публиковать ежегодные рейтинги компаний по созданию стоимости. Более половины из них – всего 46 компаний – появлялись в рейтинге лишь в течение одного пятилетнего периода. Другими словами, они сумели подняться в первую десятку, но выпали из неё в последовавшие годы. Только 19 компаний (примерно 21% от общего числа) появлялись в рейтинге Топ-10 в течение трёх и более лет.
Почему так сложно сохранить лидерство по эффективности? "Со временем компании скатываются на показатели, соответствующие среднерыночному уровню", – говорит Джеффри Котцен (Jeffrey Kotzen), старший партнёр BCG и руководитель международной экспертной практики в области акционерной стоимости, также являющийся одним из авторов доклада. "Чтобы стать лидером по созданию стоимости и выйти на уровень, дающий место в нашем рейтинге Топ-10, компания должна значительно превысить ожидания инвесторов. Не просто превысить ожидания по прибыли на пункт или два за один квартал. Я имею в виду достижение результатов, коренным образом меняющих траекторию бизнеса. И чтобы остаться в списке, необходимо делать это снова и снова".
Один из путей поддержания высокой эффективности – активное переформатирование корпоративного портфеля. Доклад описывает, как в условиях постоянного роста давления со стороны инвесторов-активистов компании могут использовать активное управление портфелем для оптимизации потенциала создания стоимости своего бизнеса и предприятия в целом. Предлагается также подробный анализ конкретного случая из практики, демонстрирующего, как высшее руководство биофармацевтической компании Bristol-Myers Squibb, являвшейся одним из лидеров по созданию стоимости, трансформировало BMS из диверсифицированной организации, работающей в сфере здравоохранения, в чисто биофармацевтическую компанию путем систематического переформатирования своего бизнес-портфеля и портфеля НИОКР.
Копию доклада Value Creators Report 2016 можно загрузить по адресу www.bcgperspectives.com.