Дешевая нефть как угроза электромобилям

24 Мар 2016

Дешевая нефть как угроза электромобилям

Конец 2015 г. обозначил серьёзные сдвиги в эволюции глобального рынка электромобилей и завершил первую пятилетку массовых продаж первых моделей в США и Европе. Сегодня на стороне электромобилей – научно-технический прогресс в производстве батарей и других комплектующих и государственная поддержка, продиктованная растущим вниманием к проблемам экологии и стремлением стран-импортёров к энергетической безопасности. На стороне традиционных автомобилей – потребительские предпочтения, развитый сервис и инфраструктура, а также дешёвая нефть. Кто и при каких условиях может победить в борьбе за рынок? 

Мария Белова, старший аналитик, Екатерина Колбикова, младший аналитик (VYGON Consulting)

На наших глазах происходит переоценка будущей роли нефти для мирового хозяйства – меняется парадигма перманентно растущего спроса на данное сырьё. На протяжении последних 12 лет Международное энергетическое агентство (МЭА) последовательно снижает прогнозы объёмов нефти, которые потребуются миру в 2030 г. Если в 2004 г. агентство предполагало, что через 26 лет для удовлетворения глобального спроса будет необходимо добывать порядка 116 млн барр./сут., то сейчас потребности стали скромнее на четверть.

Что же может стать причиной перелома тренда? Долгие годы основным драйвером роста глобального спроса на нефть является транспортный сегмент, на долю которого приходится до 65% потребления. Зачастую при ослаблении спроса на "чёрное золото" со стороны промышленности и нефтехимии неизменно расширяющаяся потребность в бензине и дизеле со стороны транспорта в итоге приводила к годовым приростам объёмов использования нефти в мире. 

В этом году бензиновый автомобиль празднует своё 130-летие. В 1886 г. Карл Бенц получил патент № 37435 "Автомобиль, работающий на бензине" на свой трицикл Бенца №1. Бак вмещал всего 2 л горючего, которых хватало на 16 км пути. Автомобиль развивал скорость до 16 км/ч. За прошедшие почти полтора века в автомобиле с ДВС изменилось всё – от внешнего вида до развиваемой скорости, сохранились только топливные предпочтения. Однако и здесь не без перемен – повысилась экономичность и экологичность двигателей. 

Приведённые ниже факторы, на наш взгляд, свидетельствуют в пользу того, что нефтяная твердыня автопрома будет продолжать подвергаться нападкам, что в итоге приведёт к падению спроса на нефтепродукты в сфере автотранспорта: 

  • прогнозируемое уменьшение удельного расхода топлива как в легковом, так и в грузовом сегменте;
  • урбанизация и развитие интернет-технологий (как результат – сокращение пробега);
  • господдержка программ перехода на альтернативные виды топлива 
  • (ГМТ, биотопливо);
  • государственные и частные инициативы по отказу от использования автомобилей с ДВС на бензине и дизеле;
  • развитие гибридов и электромобилей.

Сегодня по миру колесит уже около 1,5 млн подключаемых электромобилей. Практически все крупнейшие автоконцерны, ранее ориентировавшиеся на производство автомобилей с ДВС, стремятся выпустить хотя бы по одной электроприводной модели. Ежегодно на международный рынок выходит порядка 10 новых электромобилей. "Электрический" модельный ряд уже сформирован у компаний Nissan, Chevrolet, Tesla. В последние 2 года появляются качественно новые игроки преимущественно люксового сегмента: BMW, Mercedes, Audi.

За последние полтора года из-за падения цен на нефть и нефтепродукты привлекательность электромобиля снизилась. В США, к примеру, уменьшение стоимости бензина с 3,5 до менее 2 долларов за галлон привело к первому за последние пять лет сокращению годовых продаж электромобилей – с 123 тыс. в 2014 г. до 116 тыс. в 2015 г., то есть на 6%. По нашем расчётам, при среднем годовом пробеге в 15 тыс. миль модели Nissan Versa Note расходы на топливо снизились на 650 долларов, до около 1000 долларов в год, в то время как затраты на электроэнергию аналогичной модели с электроприводом Nissan Leaf составляют более 500 долларов в год. В итоге разрыв между стоимостью пятилетнего владения электромобилем и его аналогом с ДВС увеличивается примерно с 2,2 до 5,4 тыс. долларов в пользу последнего. Примечательно, что максимальное сокращение продаж в 2015 г. пришлось преимущественно на модели массового сегмента, решающим фактором для которых является стоимость владения.

В других странах-участницах инициативы EVI (преимущественно государства Европы) в силу меньшей чувствительности цен на бензин и дизель к падению нефтяных котировок (в основном из-за высоких акцизов), продажи электромобилей за последний год выросли вполовину по сравнению с 2014 г. Например, в Германии в конечной цене дизеля на налоги приходится около половины, поэтому, несмотря на существенное снижение цен на нефть, его стоимость уменьшилась всего на 20% – с 1,4 евро/литр в январе 2014 г. до 1,1 евро/литр в январе 2016 г. Такое незначительное изменение не переломило восходящий тренд продаж электрокаров: в 2015 г. в ФРГ их было реализовано 23,5 тыс. против 13,3 тыс. шт. в 2014 г. (+77%). 

Помимо падения цен на топливо, повышающего привлекательность владения автомобилем с ДВС, другим негативным фактором может стать вероятное свертывание программ господдержки.

Начиная с 2009 г. практически каждая европейская страна и каждый американский штат начали внедрять масштабные программы стимулирования электромобилей. Однако в последнее время государства, предоставляющие самое щедрое субсидирование и фискальные льготы, всё чаще поднимают вопрос об их пересмотре или вовсе об отмене.

Полный текст читайте в №3/4 "Нефти России"

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2024. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – Exdesign.