Когнитивный диссонанс санкций

14 Дек 2017

Когнитивный диссонанс санкций

Слово "санкции" давно уже на слуху у многих россиян. В отношениях между государствами они ещё не являются войной, но это – отход от мирного сотрудничества и переход к политике сдерживания путём нанесения неприемлемого экономического ущерба.

Юрий Лавров, наш специальный корреспондент в странах Бенилюкса
© "Газпром"

Активное применение санкций со стороны США стало привычной практикой, но, как оказывается, Европейский Союз также стремится в этом деле не отставать от своего заокеанского патрона. На состоявшемся в сентябре 2017 г. в Таллине первом в истории ЕС саммите Евросоюза, посвящённом проблемам цифровой среды, предусматривалось обсуждение стратегии превращения сообщества к 2025 г. в мирового лидера в цифровой экономике. Но, как говорится в известной пословице, "гора родила мышь". "Цифровым достижением" саммита стала презентация интерактивной карты санкций ЕС (EU sanctions map), действующих, как оказалось, в отношении многих стран мира. Это явно свидетельствуют о том, что объединенная Европа намерена всерьез и надолго использовать эмбарго, запреты и различные ограничения. 

Европейский Союз разместил на официальном сайте в интернете интерактивную онлайн-карту, содержащую подробный перечень стран и введённых против них международных санкций. Как утверждают разработчики, санкции ЕС действуют, прежде всего, против авторитарных режимов в десятках стран мира, а также против организаций, признанных террористическими. Карта позволяет наглядно увидеть ограничения и запреты, действующие не только против той или иной страны, но и против конкретной отрасли национальной экономики. Поиск также возможен по названию компании или имени физического лица. 

На данный момент список санкций ЕС помещается на 136 страницах и содержит ссылки на сотни юридических документов. На карте содержится информация о мерах, согласованных государствами-членами Евросоюза и принятых Советом ЕС. Перечень ограничений также охватывает режимы санкций, введённые Советом Безопасности ООН и осуществляемые Советом ЕС. 

Инициатором создания онлайн-карты является Эстония, которая на полях саммита ЕС презентовала столь необычный "шедевр", представляющий по своей сути альтернативу международному экономическому сотрудничеству. По словам эстонского автора идеи г-жи Юули Хийо, до появления этой карты депутатам Европарламента и национальных парламентов, чиновникам Еврокомиссии и национальных правительств, предпринимателям и другим заинтересованным лицам было крайне сложно оперативно найти и осмыслить, какие санкций и против кого введены в странах ЕС. Эстонская разработчица оправдывала своё детище тем, что информация о запретах и ограничениях содержится в сотнях юридических текстов и приложений, в ссылках и комментариях. И чтобы их отыскать, нужны специальные знания, на овладение которыми потребуется множество времени. А неприменение международных санкций может дорого обойтись нарушителям. В то же время страх нарушить режим санкций приводит к тому, что бизнес часто отказывается от сотрудничества со странами и организациями, которые вовсе не являются объектом ограничительных мер. Иначе говоря, карта санкций призвана "облегчить жизнь" всем, кому может понадобиться соответствующая информация. Как следует из комментария пресс-центра МИД Эстонии, её создание "цифровым вкладом страны в привнесение большей ясности во внешнюю политику Евросоюза".
 
Против РФ со стороны Евросоюза действуют секторальные и индивидуальные ограничения, а также так называемые крымско-украинские санкции.

Решение о том, что "в случае отсутствия разрядки напряжённости в Крыму" Евросоюз будет применять "меры давления на Россию", было принято на экстренном саммите ЕС 6 марта 2014 года. Первый санкционный список был опубликован 17 марта. В него был включён 21 человек. Затем список расширялся 11 раз (последний раз – 4 августа 2017 года). Сегодня в нем числятся представители руководства РФ, российские политики, бизнесмены и т.д.

Российский "Газпром" с 2011 г. успешно эксплуатирует газопровод "Северный поток-1", проложенный по дну Балтийского моря. Концерн также полон решимости завершить к 2019 г. строительство нового трубопровода "Северный поток – 2" протяжённостью 1225 к и пропускной способностью 55 млрд кубометров в год. Новая магистраль позволит в два раза увеличить количество "голубого топлива", поставляемого из РФ в Европу по дну Балтийского моря (до 110 млрд кубометров в год). 

Ранее предполагалось, что половину расходов по этому проекту возьмёт на себя "Газпром", а вторую половину оплатит консорциум западноевропейских компаний в составе ENGIE, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall. Вклад каждой из компаний оценивается в 950 млн евро. При этом единственным акционером компании Nord Stream 2 останется "Газпром".

Цель проекта – обойти Украину и тем самым обеспечить безопасность регулярных поставок российского газа,. То есть, иными словами, повысить энергетическую безопасность Европы. Тем не менее, сооружение газопровода ведётся в обстановке безудержной и фанатичной критики данного проекта. Понятно, что откровенно враждебно к нему относится Украина, у которой в 2019 г. заканчивается договор по транзиту российского газа в Европу. Удивительно другое: в марте нынешнего года восемь членов ЕС, импортирующие преимущественно российский газ (Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Польша, Словакия, Румыния и Литва), официально выступили против строительства "Северного потока – 2". Они сослались на то, что реализация проекта якобы несёт геополитическую угрозу Евросоюзу. Польский премьер-министр Беата Шидло назвала "Северный поток – 2" главной головной болью ЕС на настоящий момент.

Имеются возражения против проекта и у ряда других стран ЕС, а также у Еврокомиссии и Европарламента. "Несмотря на падение внутренней добычи в ЕС и учитывая стабильный уровень импорта, Еврокомиссия не видит необходимости в создании инфраструктуры масштаба Nord Stream-2", – заявил на заседании Европарламента комиссар по энергетике Мигель Ариас Каньет.

Еще в октябре 2016 г. Европарламент признал, что "Северный поток-2" противоречит целям Евросоюза по снижению энергозависимости от российского газа и обеспечению перехода к единой политике сообщества в сфере ТЭК. 

Более того, дело не только в энергетической безопасности, но, как оказалось, и в финансировании Украины. Как отмечается в недавно опубликованном докладе Европейского центра политических стратегий, в случае потери Киевом доходов от транзита газа в размере около 2 млрд долларов, Евросоюзу, США и Международному валютному фонду как основным донорам Украины придётся нести дополнительные финансовые затраты. "ГТС Украины является своеобразным политическим чемоданом, который крайне обременителен для США и Европы и который становится всё более обременительным по мере реализации "Северного потока"", – говорится в докладе. 

На сайте онлайн карты ЕС конкретно "Северный поток-2" не упоминается. Но не нужно обладать способностями предсказателя, чтобы понять: проект плохо вписывается в сложившийся на сегодняшний день общий санкционный подход ЕС к экономическому сотрудничеству с Россией. Ведутся сложные переговоры о получении Еврокомиссией надлежащего мандата от Европейского совета на переговоры с Москвой по данному газопроводу с позиции неукоснительного применения положений Третьего энергетического пакета. Дело в том, что действующее законодательство ЕС предусматривает ограничение монополии поставщиков газа, которые за счёт владения трубопроводами способны блокировать поставки конкурирующих газовых компаний. 

Полный текст читайте в №11-12 "Нефти России"

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2018. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – exdesign.su