Перспективы ТЭК Франции: углеводороды не предлагать

6 Авг 2014

Перспективы ТЭК Франции: углеводороды не предлагать

В сентябре 2014 г. парламент Франции начнёт рассматривать новую Энергетическую стратегию страны. В июне кабинет министров уже обсудил и одобрил проект данного документа. Если депутаты его поддержат, то второй по ёмкости рынок Европы ожидают кардинальные перемены: доля выработки электроэнергии на АЭС снизится с 75% в 2014 г. до 50% 2025 г. в пользу альтернативной энергетики. Тогда как доля электрогенерации на газе и угле останется незначительной (10%) и будет служить лишь для балансировки энергосистемы.

Наталья Гриб, руководитель, Александр Цикорин, кандидат экономических наук, аналитик (Информационно-аналитический центр ООО "Газпром энергохолдинг")

Впрочем, атомное лобби просто так не сдаст свои позиции: монополия Electricite de France (EDF) достаточно влиятельна на энергетическом рынке Франции – не меньше, чем "Газпром" в России.

Во Франции АЭС очень популярны: общее количество работающих реакторов достигает 58. По установленной мощности блоков страна занимает второе место в мире после США, а по доле атомной энергетики в энергобалансе и вовсе первое. При этом жители регионов будущего строительства АЭС не только не возражают против данных проектов, а наоборот, приветствуют такие новшества, поскольку сооружение атомной станции даёт новые рабочие места и в целом большой потенциал для развития местности. А самое главное – в обществе практически отсутствует чувство страха перед деятельностью АЭС.

Активное развитие сети АЭС во Франции началось в 1973 г., после нефтяных кризисов на Ближнем Востоке. Кратное увеличение стоимости нефти странами ОПЕК стало поистине шоком для Франции, в которой 40% выработки электричества в тот период приходилось на нефтяную генерацию. При этом страна не имела природных ресурсов в значительных объемах: ни нефти, ни природного газа, а запасы угля довольно скудные. Именно поэтому выбор был сделан в пользу мирного атома как основы для будущей энергосистемы.

В этот период была разработана самая прогрессивная программа развития атомной промышленности в мировой истории. Затем в течение 15 лет было построено большинство атомных реакторов, полностью покрывших собственные потребности страны, а также позволивших начать экспорт электроэнергии. Протесты против атомной программы были только в начале 1970-х, затем настроение в обществе поменялось и больше никаких существенных вопросов не возникало. Во многом это связано с психотипом французов как нации независимых людей, которые не хотят зависеть, например, от волатильных цен на нефть на Ближнем Востоке или от стоимости импортного газа. Данный тезис очень хорошо подтверждается ответом французов на вопрос: почему у них так развит атом? – "нет нефти, нет газа, нет угля, – нет выбора". Уважение по отношению к научным работникам и инженерам и их высокий статус в обществе помогают формировать доверие к национальным инновационным техническим разработкам. Государство "пиарит" развитие атомной генерации, в том числе, с помощью телевидения. Основной тезис рекламных кампаний: без АЭС жизнь станет дороже и тяжелее. В целом две третьих населения страны положительно относятся к атомной энергетике.

Французская атомная программа построена на американских технологиях. После экспериментов с собственными реакторами в 1960-е годы было принято решение отказаться от них и начать внедрять реакторы с водной технологией по американской модели. Именно реализация типовых проектов по всей стране позволила значительно сэкономить на  строительстве реакторов. Кроме того, идентичность проектов позволяет серьёзно контролировать вопросы безопасности и осуществлять превентивные меры. Так, после происшествия на одном реакторе сразу же составляется программа защиты от повторения идентичной ситуации на других станциях, что гораздо проще, нежели разрабатывать сложные технические мероприятия для каждого типа реакторов отдельно.

Атомная генерация в основном работает в режиме базовой загрузки. Максимальный срок эксплуатации реакторов в 2009 г. был определён в 40 лет (Autorité de sûreté nucléaires, ASN). В данной работе авторы смоделировали примерный период вывода основной массы реакторов, с учётом того, что сейчас строится только один реактор и принято решение о закрытии АЭС Фессенхейм в 2017-2018 гг.

До 2030 г. свой ресурс выработают 80% атомных мощностей Франции. Поэтому перед властями и ведущими энергокомпаниями страны встает вопрос о замене устаревающих реакторов с учётом специфики работы АЭС.  По этой причине EDF решила вложить 55 млрд евро в повышение безопасности атомных станций, продлив срок их полезного использования с 40 до 60 лет.

В случае продления ресурса эта проблема переносится аж на 2050 г. Тем не менее, встаёт вопрос: что в будущем придёт на смену АЭС, какие мощности будут нести базовую нагрузку? Очень многое будет зависеть от политики и экономики в стране, регионе и мире.  В случае повторения аварии, подобной Фукусиме, и вовсе возможен полный переворот энергобаланса страны, вплоть до выхода тепловых станций на ведущие роли.

Опрошенные эксперты – французские политики и руководители энергокомпаний – не высказывают единодушного мнения относительно будущего энергосистемы страны. Чем планируется закрывать "дыру" в размере 25% от установленных мощностей, особенно в пиковые часы? Нестабильно работающими ВИЭ? Но все понимают, что использовать ВИЭ в базовом режиме затруднительно из-за нестабильности выработки. Поэтому в ближайшие 10 лет, пока не созданы конкурентоспособные трансформаторы (использование накопителей энергии повышает её стоимость до 100 евро за 1 кВт·ч), тепловая генерация приобретает новые перспективы. В этом случае вопрос ставится ребром: что именно следует развивать – угольную отрасль или газовую?

Однако европейский регулятор ENSO-N не прогнозирует никаких существенных изменений в структуре мощностей энергосистемы Франции. А это значит, что если не будет принята чёткая программой ввода каких-либо новых мощностей, Франция сохранит атомную генерацию в качестве ядра энергосистемы. Бездействие в данном вопросе поставит под угрозу один из самых современных и технологически совершенных в мире кейсов по формированию энергобезопасности государства.

Полный текст статьи читайте в №7-8 "Нефти России".

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2024. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – Exdesign.