Топливная ловушка и угольная яма

27 Июн 2018

Топливная ловушка и угольная яма

Демократическая партия США, находящаяся с 2017 г. в оппозиции, взяла на вооружение старую тактику республиканцев. Это они, гордясь своей близостью к ТЭК, часто исходили в атаках против демократов из одного и того же тезиса: на автозаправках страны дорожает бензин! Так было при трагически погибшем 23 ноября 1963 г. в Далласе президенте-демократе Джоне Ф. Кеннеди, во времена которого цены на бензин повышались. По мнению республиканцев, это происходило из-за того, что  в силу своих напряжённых отношений с техасскими нефтяниками-мультимиллионерами тогдашний Белый дом отказывал им в налоговых поблажках. Так было и при другом президенте-демократе, "прославившемся" топливной дороговизной, – Джимми Картере. Так было и совсем недавно – в эпоху не очень-то импонировавшего автовладельцам (по той же "бензиновой причине") Барака Обамы.

Павел Богомолов, кандидат политических наук

Уязвить Дональда Трампа за подорожание галлона (3,785 л) горючего на американских АЗС в общей сложности на полдоллара за полтора года, да ещё и эффектно обыграть сей пассаж в самый канун сезона массовых отпусков, – это для недругов нынешней администрации Белого дома любо-дорого. Главы большинства других государств не являются прямыми выдвиженцами сырьевого сектора и не считают его коллективы своим самым преданным, надёжным электоратом. А вот в нынешних Соединённых Штатах это именно так. Если компании из сферы высоких технологий традиционно солидаризируются с демократами, то нефтяники и газовики, угольщики и сервисники, энергетики и производители труб – на стороне республиканцев. Ведь те традиционно вознаграждают поставщиков света и тепла сторицей – налоговыми льготами, природоохранными уступками и снятием любых барьеров для их бизнеса на суше и на море.

Поэтому привыкшая "колесить" Америка и негодует в середине лета 2018 г.: "К чему же привело, г-н президент, ваше хвалёное единство с нефтегазовым сектором? Что оно дало нам – десятками миллионов ваших сограждан, находящихся за рулем?". Так какие же проступки Белого дома возмущают критиков "бензинового взлёта" на рынке США?

Во-первых, это вашингтонская угроза заново обрушить торговые санкции на непокорный Иран, что взвинтило мировые цены на нефть. Самые нервные потребители опасаются  блокады Ормузского пролива для танкеров из Исламской Республики и снижения поставок "чёрного золота" на рыночные площадки Азии и Европы на 5%. "Так что между политикой Трампа и ценой бензина существует прямая взаимосвязь", – сетует Брайан Шварц, конгрессмен-демократ от штата Гавайи. Американцы с тревогой ждут дефицита нефти и очередных подорожаний бензина. По данным информационно-консалтинговой компании Gas Buddy, обслуживающей сети АЗС, уже 42% семей в США отказались совершить путешествие по дорогам нынешним летом. Это, увы, намного больше, чем год назад.

Во-вторых, "вальс ценников" на АЗС угрюмо сопоставляется гражданами США не только с внешнеполитическими зигзагами, но и ещё с одним фактором. Это продавленный – по воле Трампа и его команды – комплекс изменений в систему налогообложения предпринимательства. Данная реформа дала большому бизнесу, в том числе топливно-энергетическому, крупные преференции. На этом фоне вызывает недоумение возросшая цена горючего.  Она приближается к трём долларам за галлон, что было бы вполне приемлемо для британца или норвежца, но несказанно злит американца, избалованного традиционной дешевизной бензина. Ведь он привык без особого ущерба для своего кармана покрывать за рулём весьма дальние расстояния.

Таким образом, высокие цены на топливо становятся всё более мощным раздражителем. А ведь, как отмечает сенатор-демократ от Орегона Рон Уайден, за ближайшее десятилетие четыре крупнейшие нефтегазовые корпорации США надеются дополнительно заработать 15 млрд долларов благодаря федеральным налоговым льготам. "Чтобы встретиться со мной, людям подчас приходится приезжать издалёка, и они не станут рассматривать дороговизну горючего как всего лишь абстрактную тему", – предупреждает сенатор.

Чем ближе ноябрьские промежуточные выборы в Конгресс США, тем яснее: демократы мстят правящим республиканцам за те методы, которыми в 1980-х годах подрывалась власть Джимми Картера. А именно – за шумиху, поднятую тогда вокруг топливного кризиса, охватившего страну от Атлантики до Тихого океана. Да и за то, сколь изощрённо республиканский кандидат Митт Ромни нападал на Барака Обаму под тем же предлогом в ходе избирательной кампании 2012 г.

В общем, недавняя история явно мстит Трампу. И особые отношения вашингтонской администрации с нефтегазовыми корпорациями вряд ли помогут нынешнему главе государства. Ведь сам же Трамп, атакуя Обаму за несколько недель до выборов 2016 г., выдвинул убийственный лозунг: "Цены на бензин подскочили до сумасшедшей планки – гоните же Обаму прочь с его должности!". И вот нынче тот же боевой девиз вполне может быть использован против нового лидера единственной в мире сверхдержавы. 

Как уже отмечалось, центр тяжести в потоках оппозиционной критики сфокусируется к осени на взрывоопасной дипломатии Трампа по отношению к странам Персидского залива. Высокие цены на бензин, утверждает сенатор Эд Марки от штата Массачусетс, "вызваны непоследовательной внешней политикой нынешнего президента".

С одной стороны, это не Белый дом создал российско-саудовский "энергетический дуэт", приведший к рождению формата ОПЕК+, благодаря чему "чёрное золото" подорожало на 60%. Даже сам экспортный картель не мог ожидать столь впечатляющего результата. Но, с другой стороны, Трамп всё же приложил к нынешнему топливному статус-кво свою руку.

Едва он сделал ястреба-антиисламиста Джона Болтона советником по национальной безопасности, нефтетрейдеры по всему миру, как указывает аналитик Эрик Ли, "забеспокоились из-за напряжённости на Ближнем Востоке". Угроза Белого дома ввести санкции против Ирана тоже может сократить приток нефти на мировые рынки. "Перенос посольства США в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим, – излагает Politico беседу с Эриком Ли, – способно разъярить Саудовскую Аравию до такой степени, что королевство не станет увеличивать экспортные потоки нефти в направлении США ради того, чтобы смягчить переживания американских водителей".

И вот апогей "бензиновой войны" демократов против Трампа и его курса. Группа законодателей провела пресс-конференцию прямо на АЗС под вывеской ExxonMobil рядом с Капитолием. Участники брифинга возложили вину за всё менее доступное горючее на Трампа. "Хаотичные подходы его администрации к внешней политике привели не только к нестабильности по всему свету. Они ещё и подстёгивают цены на нефть", – заявил один из ораторов. По словам лидера демократов в Сенате Чака Шумера, хозяин Белого дома тесно связан с руководителями нефтедобывающих держав – от саудовского кронпринца до Владимира Путина. "Так почему бы Трампу не воспользоваться этой близостью? Нефтяные корпорации только что получили большие налоговые каникулы? Перемолоть их немедленно!", – призвал сенатор. 

Впрочем, все это лишь риторика. А на деле высказывается только один практический совет. И даёт его сама история (впрочем, недавняя). В 2011 г. Обама продлил свое президентство благодаря тому, что "выплеснул" на рынок 30 млн баррелей из Национального стратегического резерва жидких углеводородов. Это помогло избавиться от недовольства автовладельцев. Пойти на такой шаг пришлось по необходимости: цветные революции на Ближнем Востоке, в совокупности названные "арабской весной", воочию показали опасность региональных авантюр для устойчивого энергоснабжения Запада. На следующий год демократы советовали своему лидеру снова откупорить резервуары с уже добытой и запасённой впрок нефтью, но Обама решил обойтись без этого – и едва избежал проигрыша на выборах. И вот сегодня обе партии американского истеблишмента рекомендуют Трампу "вылить" на рынок часть 665-миллионного (в баррелях) государственного запаса. Интересно, послушается ли авторов этого сценария самоуверенный олигарх, который столь резко рулит штурвалом сверхдержавы?

Полный текст читайте в №6 "Нефти России"

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2024. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – Exdesign.