Ветер в паруса энергетики

16 Фев 2018

Ветер в паруса энергетики

По прогнозу британской аналитической компании Westwood Global Energy, к 2026 г. мощность мировой морской ветроэнергетики достигнет 100 ГВт (в 2017 г.она равнялась 17,1 ГВт). Технический прогресс способствует развитию этой отрасли. Средняя мощность одной ветротурбины, установленной на шельфе в прошлом году, достигла 5,9 МВт, тогда как на суше она составляет 2,5 МВт. В 2017 г. датская Vestas предложила для ветропарка Triton Knoll у побережья Великобритании установку мощностью в 9,5 МВт с лопастями в 80 м. К 2021 г. прогнозируется переход на турбины более 10 МВт. Более того, сейчас в разработке находятся новые установки до 20 МВт. 

Мария Кутузова

Westwood оценивает капитальные вложения в этот сегмент в 2017-2026 гг. в 444 млрд евро. Самая большая доля этих средств направляется на рынок электрокабелей, в ближайшие 10 лет их потребуется порядка 46 тыс. км. Производственные затраты в морской ветроэнеретике могут достичь 70 млрд евро.

Согласно данным обзора глобальной морской ветроэнергетики, подготовленного BVG Associates по заказу Norwegian Energy Partners, этот сегмент ВИЭ за последние 15 лет вырос до уровня международной индустрии. Однако особое развитие отрасль получила за последние годы в Европе. Сейчас она быстро захватывает азиатские рынки, а в ближайшей перспективе значительный рост прогнозируется в США. К 2022 г. установленные в мире мощности морской ветроэнергетики могут достичь, согласно прогнозу BVG, 46,4 ГВт. Лидерами по приросту станут Китай, Германия и Великобритания. 

Интересный рынок в этом сегменте может сформироваться во Франции, стартующей в настоящее время с нуля в морской ветроэнергетике. К 2022 г. предполагается реализация нескольких крупных проектов общей мощностью в 2,1 ГВт в акваториях Ла-Манша и Бискайского залива, а также запуск демонстрационных мощностей в Средиземном море. Кроме того, в стране предполагается проведение тендера на строительство крупного морского ветропарка на 750 МВт в районе Дюнкерка. 

На Великобританию к концу 2017 г. пришлось порядка 7 ГВт установленной мощности в морской ветроэнергетике. За ближайшие пять лет реализация нескольких крупных проектов позволит стране достичь рекордных 13,6 ГВт. Что касается Германии, то в конце прошлого года она насчитывала порядка 5,4 ГВт установленной мощности в этом сегменте, к 2022 г. данный показатель может вырасти до 9,4 ГВт. Большая часть (примерно 75%) новых немецких ветропарков будет возведена в Северном море, а ещё 25% придётся на акваторию Балтийского моря. 

К 2022 г. европейская ветрогенерация достигнет 33,9 ГВт установленной мощности, а в Азии этот показатель составит 11,3 ГВт. На рынке АТР будут лидировать Китай, Япония и Тайвань. Рынок морских ветропарков в Азии быстро рос в последние годы. По итогам 2016 г. Китай стал лидером в АТР – установленная мощность в этом сегменте достигла в стране 1,6 ГВт. Начиная с 2018 г. и до 2022 г. в КНР планируется быстрый рост (на 25% в год), до 8,2 ГВт мощностей морских ветропарков. А инвестиции на эти цели могут достигнуть 22,4 млрд евро. В этот период в Поднебесной будет установлено порядка 68% новых мировых мощностей морской ветроэнергетике. 

К 2030 г. прогнозируется быстрое становление отрасли в Тайване и Японии. На рынке станут заметны и другие проекты в АТР, прежде всего в Индии, Южной Корее, Австралии, Вьетнаме. Власти Тайваня уже предложили инвесторам 36 потенциальных участков для строительства ветроферм, рассчитывая к 2025 г. создать порядка 3 ГВт установленных мощностей, благодаря сотрудничеству местных и международных компаний. 

Можно также отметить план National Offshore Wind Energy Policy, принятый в 2015 г. индийскими властями. Первые тендеры на участки для сооружения индийских ветроферм на шельфе ожидаются в 2018-2019 гг. Предполагается, что новые планы по развитию морской ветроэнергетики поддержат развитие ВИЭ в стране и помогут увеличить уже существующие в Индии мощности ветропарков (пока они находятся только на суше) с 28,7 ГВт до 60 ГВт к 2022 г. 

Южная Корея запустила в эксплуатацию в 2016 г. первую ветроэнергетическую ферму Тамра на 30 МВт, вторая очередь проекта должна быть введена в 2020 г., благодаря чему его мощность возрастёт до 430 МВт. Во Вьетнаме существуют планы по наращиванию небольшой пока по объёмам морской ветрогенерации до 6 ГВт к 2030 г.

С низкого уровня начнёт развиваться американская морская ветроэнергетика. Согласно оценке BVG, в прогнозируемый период установленная мощность в США достигнет 1 ГВт. В конце 2016 г. в стране был запущен в эксплуатацию первый ветропарк на шельфе. В 2018-2022 годах в этот сегмент в США будет вложено порядка 8,4 млрд евро, что позволит реализовать несколько крупных проектов. 

Глобальные инвестиции по всей цепочке создания стоимости в морской ветроэнергетике в 2018-2022 годах могут составить 108,25 млрд евро, из них на Европу придётся 77,5 млрд евро. Согласно прогнозам Bloomberg New Energy Finance (BNEF), мощности этой отрасли увеличатся к 2030 г. до почти 115 ГВт, рынок будет расти примерно на 16% в год. Лидером тут станет Китай.

В целом в Европе уже работают 4149 ветротурбин, объединённых в 94 ветрофермы, установленные на шельфе 11 стран. Мощность европейских морских ветропарков достигла по итогам 2017 г. 15,8 ГВт, увеличившись за год на рекордные 3,1 ГВт. Традиционно на европейском рынке лидируют Великобритания (1,7 ГВт, введённых в прошлом году) и Германия (1,3 ГВт новых мощностей). На стадии строительства находятся 11 морских ветропарков мощностью в 2,9 ГВт. Согласно прогнозам, европейская ветроэнергетика на шельфе вырастет до 25 ГВт к 2020 г., а к 2030 г. установленная мощность в этом сегменте может увеличиться до 49,5-98,93 ГВт. Среди лидеров особо выделяются Великобритания, Германия, Дания, Нидерланды и Бельгия. 

Вместе с тем, по мнению российского эксперта в области возобновляемой энергетики Владимира Сидоровича, суммарные капиталовложения в рамках морских ветроэнергетических проектов, по которым приняты окончательные инвестиционные решения, значительно снизились по сравнению с рекордным 2016 г.: с 18,2 до 7,5 млрд евро. Это связано с переходом к новой модели рынка, основанной исключительно на конкурсных отборах. Снижение инвестиций может сказаться на объёмах ввода новых объектов после 2020 г.

Главной сделкой 2017 г. можно назвать слияние Siemens Wind Power и Gamesa, произошедшее в апреле. В результате на рынке появился крупнейший производитель оборудования для ветрогенерации, за плечами у которого выпуск турбин установленной мощностью порядка 75 ГВт. При этом он обладает портфелем заказов на 21 млрд евро. Но на этом дело не закончилось, объединённая компания поглотила Adwen, производителя турбин для морских ветроэнергетических проектов. Siemens Gamesa провозгласила стратегию "Один сегмент – одна технология". Морская ветроэнергетика станет главным приоритетом компании, как минимум, на ближайшие три года.

Можно отметить и другие интересные "шахматные шаги" лидеров европейского энергетического рынка. Одним из мировых лидеров внедрения возобновляемых источников энергии является Дания. По итогам 2017 г. ветроэнергетика в этом скандинавском королевстве обеспечила 43,6% выработки электроэнергии, что является очередным рекордом. Показателен прошлогодний отказ национальной датской компании DONG Energy не только от использования угля в электроэнергетике (он должен быть осуществлен к 2023 г.), но и от всех своих нефтегазовых активов (они были проданы INEOS). Более того, DONG (аббревиатура от датского Dansk Olie og Naturgas или английского варианта Danish Oil and Natural Gas) даже сменила название на Orsted, переименовав себя в честь датского учёного Ханса Кристиана Эрстеда, открывшего в 1820 г. явление электромагнетизма. 

За последние годы датская компания стала мировым лидером морской ветроэнергетики, с долей в 25% всего глобального рынка и 17% от европейского. Не так давно Orsted получила контракт на строительство новых мощностей в 1,4 ГВт в рамках уже действующего морского ветропарка Hornsea у побережья Великобритании. Экспансия на новом бурно растущем рынке и финансовые успехи датчан на этом пути не оставили ни единого шанса нефтегазовым проектам. По словам главы Orsted Хенрика Паулсена, 2017 г. стал рубежом, когда морская ветроэнергетика стала дешевле "чёрной энергии" ископаемых источников. Сейчас датская компания нацелена на полный переход к ВИЭ – "зелёную трансформацию". 
 
Полный текст читайте в №1-2 "Нефти России"

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2018. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – exdesign.su