Сергей Донской: извлекаемые запасы нефти в РФ – 20 млрд тонн

26 Ноя 2015

Сергей Донской: извлекаемые запасы нефти в РФ – 20 млрд тонн

Извлекаемые запасы нефти в России составляют примерно 20 млрд тонн категории АВС1+С2, из них 45% не вовлечены в разработку, заявил глава Минприроды Сергей Донской. 

© "Газпром нефть"

"На балансе России стоит порядка 20 млрд тонн извлекаемых запасов нефти, категории АBC1+C2. При этом в разработку введено приблизительно 55%, из них 42% – это традиционные запасы и 13% – это запасы трудноизвлекаемые в соответствии с Налоговым кодексом. Порядка 45% извлекаемых запасов сегодня не вовлекаются в разработку. Это как неразрабатываемые залежи разрабатываемых месторождений, так и месторождения, ещё не введенные в разработку.
 
Существуют объективные причины, почему почти половина открытых запасов не разрабатывается. Во многих случаях это трудноизвлекаемые запасы, для которых пока не существует технологий их эффективной разработки. В других случаях отсутствует транспортная инфраструктура. И, наконец, третьей причиной является недостаток экономических стимулов при существующей высокой налоговой нагрузке"
, – подчеркнул Донской, сообщает Интерфакс". 
 
Расхождение в планах по добыче нефти, указанных в проектной документации компаний к разработке месторождений, и в показателях добычи достигает 140 млн тонн в год. При действующей классификации запасов и сложившейся практике освоения месторождений компании включают в проект разработки запасы нефти, которые по объективным причинам пока не могут разработать. 
 
"В результате государство формирует ошибочную картину относительно того, сколько нефти может быть добыто. Если посмотреть динамику соотношения фактической добычи нефти и объёмов, предусмотренных проектными документами, то мы увидим, что существует существенное расхождение. С 2005 г. оно постоянно увеличивалось, и на сегодняшний день достигает более 140 млн тонн. 
 
Это означает, что проектный документ сегодня не соответствует реальным инвестиционным планам компании, и на его основании нельзя ничего прогнозировать. Включение нерентабельных запасов в проектный документ приводит к тому, что недропользователь через достаточно короткий промежуток времени, как правило, это три года, вынужден его пересматривать, чтобы избежать претензий со стороны контролирующих органов. Безусловно, такая ситуация ненормальна и должна быть исправлена. 
 
Сегодня в рамках действующей классификации объём запасов нефти по категории ABC1 на 26% превышает оценку доказанных запасов, по данным ВР. По газу такое расхождение достигает 33%. 
 
Завышая запасы на балансе, мы создаем иллюзию того, что компании ими обеспечены на много лет вперед, а ежегодный прирост запасов за счёт ГРР компенсирует добычу. Государству необходимо привести свои оценки запасов к экономическим реалиям. Это позволит оценить необходимый объём ГРР для долгосрочного поддержания и роста добычи"
, – заявил министр. 
 
Государство к 2020 г. может получить более достоверный баланс запасов углеводородного сырья, подсчитанный по новой классификации. 
 
"Безусловно, работа над классификацией на этом не закончится. Ясно, что в период 2016-2017 гг.. в процессе прохождения процедуры согласования технических проектов могут выявиться отдельные положения, требующие корректировки. Соответственно, в приказ Минприроды по правилам подготовки проектов разработки месторождений будут вноситься все необходимые технические замечания. Будет происходить дальнейшая гармонизация методологии подсчёта рентабельно извлекаемых запасов для гармонизации с PRMS. 
 
Далее потребуется создание упрощенной процедуры ежегодного пересчета рентабельно извлекаемых запасов. Это нужно сделать для того, чтобы обеспечить ежегодный мониторинг ситуации и реальное отражение того, как влияют внешние макроэкономические факторы на экономику разработки месторождений. 
 
Кроме того, в перспективе для того, чтобы верифицировать пересчет рентабельно извлекаемых, потребуется создание системы независимого аудита запасов. 
 
Мы ожидаем, что на то, чтобы обновить государственный баланс и все проектные документы, которые сегодня есть, потребуется определенное время, по оценкам самих недропользователей, этот период составит около пяти лет. Таким образом, после 2020 г. государство получит уже совершенно новый, гораздо более достоверный государственный баланс запасов по углеводородному сырью, который можно будет использовать для формирования эффективной госполитики в сфере недропользования и налогообложения для воспроизводства минерально-сырьевой базы и стимулирования добычу углеводородного сырья"
, – заключил Донской.

Источник: 
Вести

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2024. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – Exdesign.