Арктические терминалы для российской нефти

14 Июн 2017

Арктические терминалы для российской нефти

Значение Арктики в качестве главной резервной кладовой углеводородов России возрастает с каждым годом. Особенно заметным это становится на фоне сокращения мировых разведанных запасов нефти. Однако "чёрное золото" мало найти и добыть – его нужно ещё и вывезти на экспорт. Арктическая же логистика имеет свои особенности, которые необходимо учитывать уже сегодня, одновременно с планированием и вводом в промышленную разработку всё новых месторождений в регионе.

Асланбек Джалиев

Затяжной ценовой кризис 2014-2016 гг. и сохраняющаяся нестабильность на рынке энергоносителей продолжают оказывать давление как непосредственно на добывающий сектор, так и на весь комплекс ГРР, необходимых для его успешной работы в будущем.

Согласно последним (май 2017 г.) исследованиям Международного энергетического агентства (МЭА), по итогам прошлого года эффективность разведки новых нефтяных месторождений резко снизилась. В частности, запасы "чёрного золота", открытые в рассматриваемый период, оцениваются всего в 2,4 млрд баррелей. Это почти в четыре раза меньше среднего уровня за 2001-2016 годы.

А средний размер месторождений так называемых традиционных углеводородов, к разработке которых предполагается приступить в 2017 г., составляют порядка 4,7 млрд баррелей, что на 30% меньше, чем в 2016 г. При этом количество проектов, по которым принято окончательное инвестиционное решение (FID), буквально рухнуло к рубежу 1940-х годов.

Это объясняется, прежде всего, стремительным сокращением средств, которые добывающие компании вкладывают в ГРР и в разработку новых месторождений. Такая динамика стала неизбежным следствием острого ценового кризиса прошлых лет, которое вряд ли удастся преодолеть, как минимум, до 2020 г. Заметим, что даже несмотря на пролонгацию Венских соглашений о самоограничении добычи вплоть до апреля 2018 г., нефтяные котировки по-прежнему не спешат расти.

Подобное положение дел создаёт дополнительные риски как для мировой энергетической безопасности в целом, так и для отдельных стран. В первую очередь для тех, которые не обладают возможностями (или достаточным даром предвидения) для активизации разведки новых запасов нефти, а также их оперативной подготовки к промышленному использованию. 

На фоне довольно смутных перспектив конвенциональной добычи, особенно контрастным выглядит оживление сланцевых разработок, главным образом в США. По мнению экспертов МЭА, массированный прирост инвестиций в этот сектор и быстрое восстановление объёмов добычи в нём были достигнуты, главным образом, благодаря значительному (в среднем на 50%) сокращению производственных затрат. То есть за счёт "удешевления барреля" на основе применения новых технологических решений. В связи с этим именно сланцевая нефть представляется фундаментальным фактором баланса предложения и спроса "чёрного золота" на мировом рынке. Согласно уточнённым подсчётам МЭА, 18,8% мировой добычи (или почти 16 из 85 млн барр./сут.) в настоящее время приходится именно на сланец. Причём его доля будет поступательно расти по мере дальнейшего снижения подтверждённых запасов обычных углеводородов по всему миру.

Что же касается России, то ей надеяться на особые успехи "сланцевой революции" пока не приходится. А разведанные месторождения конвенциональной нефти, к сожалению, не могут в долгосрочной перспективе гарантировать сохранение добычи (а значит – и объемов её вывоза) на достигнутом уровне. Обещанная руководством российского Минэнерго по итогам 2017 г. "небольшая" прибавка к прошлогодним 253,5 млн т нефтяного экспорта рискует стать последней перед затяжным периодом спада. 

Причём если ныне Россия сокращает собственное производство "чёрного золота" добровольно (на 4,5-5 млн т в рамках пролонгации соглашений с ОПЕК от декабря 2016 г.), то вскоре ей придётся делать это вынужденно, в силу постепенного исчерпания разведанных запасов. Не случайно западные эксперты (в частности, специалисты Ernst & Young) прогнозируют постепенное сокращение объёмов добычи нефти в РФ уже с 2020 г., даже несмотря на ожидаемое введение нового режима налогообложения в отрасли. 

В сложившихся условиях взгляды российских нефтяников всё чаще обращаются к Арктике, как главной кладовой углеводородных ресурсов. По данным Минприроды, объём уже разведанных запасов нефти в российском секторе этого региона достигает 7,7 млрд тонн. Это существенно больше аналогичных оценок западных источников, которые колеблются от 3-4 млрд (Wood Mackenzie) до 12-13 млрд барр. (Геологическая служба США), то есть в диапазоне 400 млн – 1,74 млрд тонн. Однако, несмотря на столь значительный разброс показателей, широкие перспективы арктической нефти на Западе сомнений не вызывают. Более того, в условиях сохраняющейся нестабильности мировых цен на энергоносители расширение экспорта с российских арктических площадок (в том числе и недавно введённых в эксплуатацию) выглядит особо впечатляющим.

В частности, агентство Bloomberg констатирует, что уже за первое полугодие 2016 г. отгрузки только с трёх площадок – Варандей, Приразломное и Арктические ворота – увеличилось со 130,3 до 249,6 тыс. барр./сут., то есть почти вдвое! По итогам же всего прошлого года рост оказался ещё более внушительным. Согласно официальным данным Ассоциации морских портов РФ, перевалка наливных грузов в портах арктического бассейна выросла до 23,1 млн т, то есть в 2,2 раза по сравнению с 2015 г.! 

Заметим, что в целом по отрасли прирост данного показателя составил 5,9% (до 386,1 млн т), причём собственно сырой нефти было отгружено 228 млн т (+12,8%).
Иными словами, несмотря на все сложности объективного (дисбаланс предложения и спроса на рынке) и субъективного (сохранение антироссийских санкций) характера, нашей стране удаётся сохранить динамичный прирост нефтяного экспорта, причем арктический сектор оказался явным лидером по динамике этого процесса. 
К настоящему времени в Арктическом секторе России открыто порядка 600 месторождений нефти, причём большинство разведанных запасов находится на шельфе, а уже разрабатываемых – на суше. 

Среди этих перспективных районов следует выделить как минимум три, обладающих крупным доказанным потенциалом. Это Харьягинское, Приразломное, а также месторождения имени Романа Требса и Анатолия Титова (смежные, обычно объединяемые в одно). Согласно оценкам Bloomberg, именно эта "русская тройка" в период до 2020 г. должна обеспечить основной прирост добычи нефти в Арктике. При этом прогноз на 2017-2020 гг. предполагает смену лидеров, с постепенным переходом пальмы первенства от Приразломного к Харьягинскому.

Заметим, что ожидаемый лидер – Харьягинское месторождение – сохранил свою привлекательность для российского добывающего сектора, даже несмотря на пересмотр его извлекаемых запасов (со 125 до 28-29 млн т). А ведь именно эта переоценка стала причиной того, что зарубежные операторы – французская Total и норвежская Statoil – поспешили уступить часть своих пакетов в пользу российской "Зарубежнефти" ещё задолго до введения санкций (летом 2009 г.).

Что касается Приразломного, то, по данным компании "Газпром нефть", по своим доказанным запасам оно почти втрое превосходит Харьягинское (до 70 млн т). А возможные среднегодовые объёмы добычи на этом месторождении достигают 5,5 млн т.

Наконец, запасы углеводородных полей им. Титова и Требса Роснедра оценивают почти в 90 млн т по категории С1. Их промышленная разработка находится ещё на стартовом этапе, однако операторы – "ЛУКОЙЛ" и "Башнефть" – намерены в ближайшие два-три года как минимум удвоить объёмы добычи.

С учётом же других перспективных месторождений региона (прежде всего – Новопортовского), производство арктического "чёрного золота" к 2020 г. может достигнуть 20-22 млн тонн, то есть почти 9% всего национального экспортного потенциала. Однако помимо сдержанного оптимизма подобный прогноз порождает и новые вопросы. В частности – к логистической сфере. Готовы ли к возрастанию нефтяного потока уже действующие российские терминалы в регионе и как обстоят дела с их перспективным развитием? 
 
Полный текст читайте в №5-6 "Нефти России"

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2024. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – Exdesign.